Художники с давних времён стремились изобразить объёмное изображение в своих работах, так например появились статуи из камня, фигурки из дерева, но художникам хотелось что-то большее, чем просто перспектива, тени и другие приёмы для создания ощущения объёма пространства на картине.
Сегодня изображения генерируемые компьютером с использованием вышеупомянутых способов, имеют практически фотографическое качество. Но есть есть и другая группа так называемых признаков, по которыми мозг человека определяет расстояние до объекта.
К этим признакам расстояния относятся:
- Эффект бинокулярного зрения (binocular disparity) - человек видит немного разные изображения с помощью двух глаз и получается объёмный образ.
- Аккомодация (accommodation), то есть сила мускульного напряжения для настройки хрусталика глаза при фокусировании взгляда на объекте в пространстве.
- Конвергенция (convergence) - изменение угла сведения глаз при движении объекта к наблюдателю и обратно.
Так при взгляде на плоскую картину простые первые способы определения глубины конфликтуют с выше указанными и поэтому изображение не выглядит по-настоящему трехмерным. Стереография (stereography), или стереографика (stereographics), как раз занимается решением этой проблемы и заставляет изображенные на плоской поверхности объекты выглядеть трехмерными и объёмными.
Кто изобрёл стереограммы?
Сэр Чарльз Уитстон (англ. Sir Charles Wheatstone; 1802—1875) - английский физик, автор многих изобретений в том числе изобрел стереоскоп - аппарат для просмотра трёхмерных изображений.
В стереоскопе вместо нарисованных от руки картинок (как было ещё во времена Евклида) стали использоваться фотографии (фотография была изобретена в 1839 году). Получаемые стереоизображения и стереограммы приобрели реалистичность, четкость и глубину и оказались так популярны, что было налажено их коммерческое производство, а в 1850 году было основано Лондонское общество стереографии (London Stereoscopic Society).
В современном мире стереографии получило новый импульс, т.к. появились новые инструменты - компьютеры. Так например появились голографические мониторы, многоплоскостные мониторы (multi planar display), и, наконец, стереопары (stereo pair) - современные шлемы виртуальной реальности.
Как происходит иллюзия объёмного изображения на стереоизображении и стереограмме?
Примерно 15% вообще не способны рассмотреть объемное изображение на стереопаре.
Каждый глаз человека видит отдельную картинку, а наш мозг соединяет эти изображения для левого и правого полушария - в результате чего мы видим объёмную картину в мозгу. Чередование изображения для картинки может осуществляться как на самом изображении(мониторе) так и с помощью специальных поляризационных очков.
Также есть всеми нами любимые Single Image Random Dot Stereogram, SIRDS, или RDS или автостереограммы, для которых не нужны специальные устройства - только компьютер.
История стереограмм
Исследователь Бела Юлеш (Béla Julesz) в 1959 году обнаружил, что человеческий мозг может воспринимать глубину на стереопаре, которая была создана при помощи случайных точек, т.е. видеть объёмное изображение.
Подсказками стали обои, а именно эффект, который создают обои своим одинаковым и повторяющимся рисунком.
Как увидеть стереокартинку и стереограмму?
Если развести глаза так, чтобы смотреть не на поверхность, а за нее, так, что глаза будут смотреть одновременно не на один и тот же образец, а на соседние, то мозг оказывается "обманутым", думая, что глаза все еще смотрят в одно и то же место, и смотрящему кажется, что видимое изображение находится несколько дальше реальной плоскости поверхности.
Вначале на картинках использовали разноцветные точки, а со временем стали использовать и случайные повторяющиеся изображения.